Поиск по сайту
Организационная структура онкологической службы Московской области

Организационная структура онкологической службы Московской области

Согласно последним данным статистики, показатель смертности от злокачественных новообразований в Московской области один из самых низких в стране. О том, как организована онкологическая помощь во втором по численности населения субъекте РФ, с какими проблемами сталкивается региональная онкологическая служба и как они решаются, каких результатов удалось достичь, рассказал в своем выступлении на Первом международном форуме онкологии и радиологии, прошедшем в Москве в сентябре 2018 г., главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Московской области по профилю «онкология» Андрей Александрович Костин.

Андрей Александрович Костин,  д.м.н., профессор, первый заместитель генерального директора ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Московской области по профилю «онкология»Андрей Александрович Костин,
д.м.н., профессор, первый заместитель генерального директора ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Московской области по профилю «онкология»

 

Региональная онкологическая программа

В ежегодном Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. Президент РФ В.В. Путин назвал развитие онкологической службы приоритетным направлением здравоохранения. Глава государства поставил перед Министерством здравоохранения задачу реализовать общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями, провести модернизацию онкологических центров, сформировать современную комплексную систему – от ранней диагностики злокачественных новообразований (ЗНО) до своевременного эффективного лечения с использованием отечественных фармацевтических препаратов и аппаратуры, которые должны заменить импортные.

На основании государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», утвержденной в декабре 2017 г., разрабатываются и реализуются профильные программы на уровне субъектов Федерации. Подготовленная программа «Здравоохранение Подмосковья» на 2014–2020 гг. включает несколько подпрограмм, одна из них – «Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в Московской области». В рамках этой подпрограммы обозначен комплекс мероприятий по совершенствованию системы оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой помощи и медицинской эвакуации.

Подпрограмма предусматривает:

  1. проведение социальной просветительской кампании о факторах риска и мерах профилактики развития онкологических заболеваний (информационные материалы для пациентов и врачей первичного звена в формате буклетов, плакатов, видеоматериалов и информационных щитов);
  2. развитие системы непрерывной подготовки медицинских кадров (программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки, конференции, образовательные семинары и круглые столы, мастер-классы, участие в международных конференциях с применением дистанционных технологий и телемостов);
  3. разработку и совершенствование современных методов диагностики ЗНО (организация маршрутизации больных с ЗНО в Московской области, молекулярно-генетические тесты для уточнения диагноза ЗНО, осмотры населения приглашенным экспертом врачом-дерматологом с целью проведения мастер-класса по диагностике меланомы);
  4. повышение эффективности затрат бюджета Московской области на льготное лекарственное обеспечение (внедрение комплексной оценки применения медицинских технологий, адаптация фармакоэкономических исследований к условиям оказания медицинской помощи в Московской области, внедрение регламентированной процедуры формирования регионального перечня для амбулаторного лекарственного обеспечения).

В случае реализации указанных мероприятий ожидается:

  • снижение смертности от новообразований (в том числе ЗНО) до 190,8 случаев на 100 тыс. населения в 2020 г.;
  • увеличение удельного веса больных ЗНО, состоящих на учете с момента установления диагноза пять лет и более, с 56,2 до 60,5% к 2020 г.;
  • снижение одногодичной летальности больных с ЗНО до 16,3% к 2020 г.;
  • переоборудование и приведение оснащения к установленным стандартам отделения реанимации и интенсивной терапии.

Статистические данные по Московской области

По данным Росстата, в 2018 г. население Московской области превышало 7,5 млн человек. В последние годы наблюдается устойчивый прирост населения, в значительной мере за счет внешней миграции. В среднем в Подмосковье ежегодно появляется на свет около 85–89 тыс. новорожденных. Показатели смертности, как правило, несколько превышают показатели рождаемости. Но уровень естественной убыли при этом с каждым годом снижается.

Динамика показателей заболеваемости и смертности от ЗНО в Московской области

Наиболее распространенной причиной смерти в Московской области, равно как в целом по стране и в мире, являются сердечно-сосудистые заболевания (61%). Второе место занимают ЗНО – 17,5%. На третьем месте – смертность от травм, отравлений и других внешних причин (9%). Ежегодно в Подмосковье ЗНО заболевает в среднем 25–26 тыс. человек.

Структура смертности от ЗНО в Московской области При этом заболеваемость среди мужчин выше, чем среди женщин, суммарное число заболевших обоего пола с каждым годом увеличивается (рис. 1). Показатели смертности от ЗНО за указанный период демонстрируют устойчивое снижение – с более чем 16 тыс. человек в 2014 г. до 14,5 тыс. в 2017 г.

Структура смертности от ЗНО в Московской области также отражает ситуацию, характерную для большинства регионов России (рис. 2). Наиболее высокую летальность показывает рак легкого. Второе место занимают ЗНО желудка. Далее примерно в равных пропорциях – рак ободочной кишки, рак молочной железы и рак предстательной железы.

Структура онкологической службы Московской области

В структуре онкологической службы Подмосковья амбулаторная помощь представлена 96 первичными онкологическими кабинетами, которые равномерно распределены по всей территории области. Дополнительно в амбулаторную службу входят девять диспансерно-поликлинических подразделений, расположенных в различных муниципальных образованиях региона (рис. 3).

Стационарная служба представлена 12 онкологическими отделениями в непрофильных стационарах. Кроме того, онкологические койки размещены в центральном учреждении здравоохранения Московской области – институте им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ), в Московском областном онкологическом диспансере в г. Балашихе, а также в Люберецком онкологическом диспансере, в котором находится только дневной стационар. Суммарный коечный фонд составляет 1500 мест, включая 50 детских, и дополнительно еще 338 радиологических коек.

Структура онкологической службы Московской области

Проблемы онкологической службы Московской области и пути их решения

Одна из актуальных проблем работы службы онкологической помощи – неоптимизированный коечный фонд, представленный в основном в небольших количествах в непрофильных учреждениях, которые не имеют достаточного опыта оказания хирургической помощи. Вторая проблема – отсутствие четкой маршрутизации и контроля пациентов на этапах диагностики и лечения, включая амбулаторный этап. Не менее значимым недостатком онкологической помощи региона является отсутствие единого информационного поля для населения.

Не решена и проблема кадров. Дефицит кадров наблюдается не только в Подмосковье, но и других регионах. В Московской области нехватка специалистов в большей степени ощущается на первичном уровне: неукомплектованность состава превышает 50%. При этом возрастной состав онкологов первичного звена также является неудовлетворительным. В учреждениях второго и третьего уровня ситуация с кадрами более благоприятная, тем не менее обеспеченность специалистами ниже 100% (рис. 4).

Кадровый состав онкологической службы Московской области

Кроме того, онкологические учреждения области недооснащены современным медицинским оборудованием. Для своевременного выявления заболеваний необходима точная диагностика, основанная на различных методах исследования с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Поэтому для оснащения онкологических медучреждений требуются модернизация и расширение парка оборудования, например, для лучевой диагностики. В лучевой терапии нуждается 12,5 тыс. человек ежегодно, а реально лечение получают чуть более 5 тыс. пациентов, что составляет всего 43% необходимого уровня.

Это ниже среднероссийского показателя. Частично эту проблему в ближайшее время позволит решить открытие новых онкорадиологических центров, которые уже начали функционировать в подмосковных Балашихе и Подольске. Это современные центры ядерной медицины, оснащенные оборудованием для проведения как ПЭТ-диагностики, так и современной высокоточной лучевой терапии, – линейными ускорителями и гамма-аппаратами.

Для решения этих проблем необходимы модернизация и реорганизация онкологической службы в соответствии с современными тенденциями, такими как увеличение объема операций, снижение уровня инвалидизации онкологических больных, повышение качества жизни и результативности комбинированного и комплексного лечения.

Чтобы решить эти задачи, необходимо:

  • запустить скрининговые программы и внедрить современные методы диагностики;
  • оснастить амбулаторно-поликлиническую службу современным диагностическим оборудованием и создать новые центры амбулаторной онкологической помощи;
  • преобразовать второй и третий уровни оказания онкологической помощи – перепрофилировать койки круглосуточных и дневных стационаров;
  • решить кадровый вопрос – переобучить и доукомплектовать кадрами первый уровень оказания онкологической помощи;
  • информировать пациентов через портал и школы для онкобольных Московской области;
  • провести полную информатизацию онкологической службы.

Реализация указанных мер уже дает положительные результаты.

За последние три года в Московской области было открыто 13 новых первичных онкологических кабинетов (14% общего количества). Открытие хирургического корпуса в Балашихе и онкологического отделения в Высоковск позволило на 9% увеличить стационарный коечный фонд. На 11% возросло число целевых профилактических осмотров, касающихся онкологической патологии. Кроме того, суммарно увеличилась хирургическая активность стационаров на 9%. Общий объем медицинской помощи в финансовом выражении возрос на 22%. Сейчас также формируются новые подразделения онкологической службы Московской области. Ожидается, что окончательно они будут сформированы к 2024 г.

Определенные успехи отмечаются в сфере информатизации онкологической помощи. В Московской области разработан и функционирует канцер-регистр (система регистрации и учета онкологических пациентов) на рабочем месте каждого онколога – от первичного звена до главных специалистов (рис. 5).

Канцер-регистр как единый универсальный механизм управления онкологической службой

Как только пациент с ЗНО или подозрением на него приходит на прием, информация о больном сразу заносится в канцер-регистр, обрабатывается и передается в соответствующие службы для дальнейшего ведения пациента. К сожалению, пока схема работы единой системы реализована не полностью, отсутствуют многие параметры, связанные, например, с автоматическим обменом информацией между фондом обязательного медицинского страхования (ОМС) и электронной медицинской картой пациента. Кроме того, информация, которая систематизируется и передается в научно-организационный кабинет, отправляется в центральный канцер-регистр в полуручном режиме. В то же время необходимо, чтобы все региональные канцер-регистры получали ее в автоматическом режиме по единым протоколам и единому стандарту. Это еще одна задача, которую предстоит решить в ближайшее время для успешного функционирования онкологической службы.

Оптимистичные перспективы

Несмотря на существующие недостатки, онкологической службе Московской области есть чем гордиться, прежде всего одним из самых низких показателей смертности в стране. Оптимизация канцер-регистра поможет поднять эффективность оказания онкологической помощи в регионе на более высокий уровень. Сопоставление и перекрестный анализ данных из системы ОМС и канцер-регистра позволят сформировать инструмент эффективного бюджетного планирования и финансового управления для развития системы персонифицированной медицины в рамках пациент-ориентированного подхода.

Источник: «НОП 2030», №1, 2019